Мебель Деми – помогут предупредить школьные болезни
Важно понимать, что детский организм, включая опорно-двигательный аппарат, органы зрения, сосудистую систему, органы пищеварения, не заканчивает свое формирование в дошкольном возрасте. Активное формирование продолжается, а к нему присоединяются совершенно новые факторы, приводящие к кратковременным или продолжительным изменениям.
Плюс скачки интенсивного роста, первый из которых приходится как раз на 1-2 классы. Свое влияние на детское здоровье не могут не оказывать и стрессы, без которых школьное обучение практически невозможно, и воздействие которых усугубляется за счет неустойчивости нервной деятельности школьников.
Существует даже отдельное понятие: школьно обусловленная патология. Она включат многие составляющие, и прежде всего это нарушения осанки и зрения.
Недаром производители детской мебели (в Росии – Деми и другие) стали так много внимания уделять эргономичности производимых парт и стульев.
В периоды, когда физиологически скелет ребенка наиболее уязвим, неправильная посадка, подбор мебели могут привести к плачевным результатам, и это касается не только расстановки мебели в классе, но и в детской дома.
Не следует думать, что проблема со зрением является отдельной от вышеназванной. Ведь слабое зрение приводит к сутулости: присматриваясь, ребенок склоняется ближе к столу, неправильная поза становится нормой. В свою очередь, неправильное положение позвоночника, выгнутость, приводит к пережиманию сосудов возле основания черепа. А нарушенное таким образом кровоснабжение мозга ведет к снижению остроты зрения, а заодно – к ухудшению памяти.
Класс не может, точнее, - не должен состоять из парт одинакового размера. Причем, подбором парт в начале года дело не ограничивается: в процессе учебы производится контроль. Измеряется рост детей, проверяется зрение, мониторится состояние здоровья учеников, и бывает, что ученика нужно пересадить за другую парту. Разумеется, если бы школы были оснащены современными регулируемыми партами (как двухместные модели Деми) – то в пересадке необходимости бы не возникало. Контролируя здоровье и физические параметры детей, достаточно было бы периодически производить регулировку некоторых парт. Но не каждая школа может себе позволить полностью обновить мебельный фонд. А вот дома это сделать можно.
Неслучайно также некоторые школы стали устанавливать в классах специальные места для занятий стоя, особенно – в первых классах, где важно произвести адаптацию к учебному ритму наименее болезненно. А возможность провести часть урока стоя позволяет снять мышечное напряжение. В хорошей школе учитель и врач всегда держат на контроле этот вопрос. В свою очередь, родители дома тоже не должны забывать об этом и целенаправленно могут обустраивать место занятий трансформируемыми, растущими столами, партами.
Итак, как выглядит здоровая, правильная поза школьника во время работы?
Голова – прямо, или чуть с наклоном вперед. Корпус тела – с легким наклоном вперед, но ни в коем случае не опираясь на край стола! Руки – лежат свободно на столе, будучи согнутыми в локтях (на них ребенок не опирается). Ноги стоят на полу с полной опорой на стопу, согнуты под углом 90 градусов или чуть больше. От глаз до стола расстояние примерно составляет расстояние вытянутой руки. Родителям и учителям также важно знать, что существуют нормы работы на компьютере, планшете, чтения электронной книги для ребенка. Так, первоклассник может заниматься с электронными гаджетами не дольше 7 минут подряд, а ученик 9-10 класса – не больше 20 минут. Что касается компьютера – за монитором можно работать немного дольше: соответственно от 10-15 до 25-30 минут. Учителя должны проводить физкультурные минутки и гимнастические паузы, особенно в младших классах. Родители – следить, чтобы подготовка домашнего задания шла по правильному графику, и, если она занимает слишком много времени, должна чередоваться с активными паузами, чтобы ребенок размялся, подвигался, немного отдохнул от статичных поз.
Не следует возлагать всю ответственность за детское здоровье исключительно на школу, или напротив – на семью. Избежать негативных последствий можно только совместными усилиями - ведь любое внимание к ребенку всегда оправдает себя многократно.